Логопедия для малышей


            Занятия надо начинать как можно раньше!




Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года и он заговорит. Очень редко эти ожидания оправдываются. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет!

Упражнение № 1. ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи маму (папу).
-Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
-Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
2. - Кто это?
-Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
-Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
-Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).

Упражнение № 2. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
- Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
2. - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
- Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
3. - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
- Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- Положи малышу игрушку. Как он просит ?
4. -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
5. - Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
УА
Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!
Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»
АУ
Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!
Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!
Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.
Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!
В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»
И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»
Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.


Упражнение № 3. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание зву­коподражаний «мяу», «му»);
- Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
2. - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
- Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
3. - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
4. - Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5. - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
МУ
Му - му!
Ой, бычок, ты бычок,
Молока кому?
Золотистый бочок.
Не бодайся, не мычи:
Ты иди, не топочи,
Му - му!
МЯУ
Мяу - мяу! - кот пищит,
Сидит на окошке
У меня живот болит.
Маленькая кошка
Мяу - мяу!

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет)

Предлагаемые инструкции и вопросы:
-Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
-Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
-Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
-Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
-Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
-Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопрос
1. - Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
2. -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку ? («Ам»). КакЛяля скушает конфетку? («Ам»).
3. - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай «ам»).
4. - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5. - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
3. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.




Советы родителям, у которых ребенок не говорит:
  
• Необходимо больше разговаривать с ребёнком, все свои действия обозначать словом. 
• Учить ребенка слушать и слышать (« послушай- это машина едет, птичка поет, а это тикают    часы и т.п ).
• Читать небольшие сказки, простые стишки которые соответствуют возрасту ребенка.
• Рассматривать семейные фотографии.
• Рассматривать иллюстрации в книгах.
• Гуляя на улице рассматривайте явления природы.
• Развивать мелкую моторику рук (с помощью мозаик, пазлов, пластилина, перебирания    крупы, можно использовать прищепки.)
• Напевайте ребенку простые песенки, проговаривайте потешки.
• Не говорить при ребенке об его отставании, не злитесь на него из-за этого.
• Вызывайте желание подражать взрослому. Можно вместе удивляться увиденному: ух ты!

Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у. Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!











































Комментариев нет:

Отправить комментарий