Мастер-класс
для родителей: «Артикуляционная гимнастика–как средство формирования
правильного звукопроизношения».
Артикуляционная
гимнастика -
это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции
(губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.
Цель :
Повышать эффективность коррекционной
работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых
нарушений у детей.
Задачи:
повышать уровень педагогической
компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;
познакомить с понятием
артикуляционная моторика, гимнастика;
проинформировать родителей о том,
что постановка звуков у детей зависит от правильного выполнения тех или иных
комплексов артикуляционной гимнастики;
научить выполнять специальные
упражнения для развития артикуляционного аппарата, необходимые для произношения определённых
групп звуков.
Оборудование:
индивидуальные зеркала; буклеты для
родителей.
Ход мастер-класса:
Я рада приветствовать вас на мастер
– классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика». В моей работе логопеда
артикуляционная гимнастика имеет большое значение.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1.
Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые
дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.
Дети со сложными нарушениями
звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними
начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.
Артикуляционная гимнастика очень
полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых
говорят, что у них «каша во рту».
4.
Занятия артикуляционной гимнастикой
позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и
красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при
обучении письму на начальном этапе.
Поэтому целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации: 1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной. 2. У педагога должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал. 3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому. Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится? Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке». Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных. А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ. Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. (Логопед, показывает упражнения, родители повторяют за логопедом).
Упражнения для губ
1. Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам 2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Мои губы – трубочка Превратились в дудочку 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем 4.Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ. Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слонёнок я Видишь – хобот у меня. Мне понравилось играть Повторю – ка всё опять. Упражнения для губ и щек 1. Похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы) 1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка. На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается Ты под счёт её держи… До пяти.. До десяти… 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать 3. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать. Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений) 1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит
лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов. 2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. На качелях я качаюсь: Вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз. 3. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они. 4. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок. 5. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Красить потолок пора, Пригласили маляра. Ниже челюсть опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад. 6. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.
7. Чашечка. Рот широко
открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, Его края приподними – Получилась пиала, почти круглая она.
Только
целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата
поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка.
Я благодарю вас за участие в
мастер-классе, надеюсь, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у
вас появилось желание выполнять упражнения
с детьми, которые помогут эффективному развитию речи.
Логопед вручает буклеты родителям.Использованная литература: Буденная Т.В. Артикуляционная гимнастика : Методическое пособие.- Спб.: Детство-пресс, 2001. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения : Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2012. Интернет-ресурсы.
«Картотека нетрадиционных упражнений по биоэнергопластике для совершенствования артикуляционной
моторики у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в
условиях дошкольного логопункта»
Упражнения
с перчатками
1.«Бегемотик» - на счет 1
открыть рот, при этом язык спокойно лежит, кончик за нижними резцами.
Удерживать рот в таком положении под счет до 10, затем закрыть. Кисть руки
находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 большой
палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.
2.«Лягушка» - на счет 1
улыбнуться, зубы не обнажать, удерживать губы в таком положении под счет от
1-10. Затем вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится
горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних
фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз.
4.«Чашечка» - из положения
«лопаточки» приподнять кончик и боковые края языка так, чтобы получилась
«чашечка», удерживать под счет от 1-10. На счет 1 сомкнутые пальцы согнуть,
удерживать ладонь в форме чашечки одновременно с языком. Повторить 4-5 раз.
5.«Иголочка» - на счет 1 открыть рот, вытянуть губы
вперед трубочкой, просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком
положении под счет от 1-10. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить лишь выпрямленным
указательный палец. Повторить под счет от 1-10.
6. «Катушка» - на
счет 1, открыть рот, упереть кончик языка с основания нижних зубов, и
«выкатить» широкий язык изо рта, на счет 2 убрать язык вглубь рта (кончик языка
постоянно находится за нижними резцами. Кисть руки находится горизонтально, 4
пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. Ан счет
1 подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз, на счет 2 вернуть кисть в
исходное положение. Повторить 4-5 раз.
7. «Расческа» - на счет 1 положить широкий
язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами
вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы
правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся
горизонтально. На счет 1 провести пальцами ведущеруки по пальцам и ладони
другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5
раз.
Упражнения
с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60
см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально
натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально
натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз,
веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель:
поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой
выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть,
насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком
во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый
удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно
промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен
быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и
приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо,
соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх
и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в
выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка".
Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на
расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными
трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые
движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой
частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и
против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и
левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и
сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по
щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по
щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и
обратно.
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай
воду"
Язык в форме глубокого
"ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком,
чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 -
15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
"Язык-ковш"
С жидкостью плавно
перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не
оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
"Язык-ковш"
Наполненный жидкостью,
плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения
для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового
пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые
в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая
сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по
аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом
углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в
правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот,
из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от
упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними
зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько
секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и
зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.
Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей
поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого
ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт.
Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая
сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от
упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой",
"блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к
правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко
прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме
"лопатки" ("блинчика").
Упражнения
с пипеткой.
Перед выполнением этого
упражнения следует подготовить стакан с любимым напитком ребёнка (чаем, соком, компотом,
водой) и пипетку. Наберите жидкость в пипетку:
Шаг 1: Поиграйте с
ребенком, сначала капая из пипетки на свою ладонь. Затем предложите ребёнку
ловить капельки ладошкой самостоятельно. Когда он освоится, переходите к
следующему шагу.
Шаг 2: Покажите
ребёнку, что ловить капельку можно и языком. Попросите ребёнка высунуть язык.
Капайте водичкой или другим напитком ему на среднюю часть языка. Ребёнок
рефлекторно складывает язык «чашечкой», приподнимая кончик вверх. В процессе
выполнения всех этих упражнений участвуют многие группы мышц. Ребёнок учится
контролировать и согласовывать действия языка и губ. Надеюсь, что в дальнейшем
выполнение артикуляционных упражнений превратится для вас и ребёнка в приятную
и полезную игру.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий