Дыхательная гимнастика
Обучив ребенка простым и веселым
дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье
+ профилактику ОРВИ. Дыхательные упражнения могут проводиться
во время утренней гимнастики после пробуждения или на прогулке.
Качели
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох — через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох) Крепче ты, дружок, держись.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох — через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох) Крепче ты, дружок, держись.
Каша кипит
Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Бегемотик
(облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
(облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Часики
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 110 раз.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 110 раз.
Надуй шарик
ИП: ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух — ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки
ИП: ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух — ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки
Трубач
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Ворона
ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук
ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук
Курочка
ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья — вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья — вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Жук
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову — вдох, скрещивает руки на груди, опускают голову — выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову — вдох, скрещивает руки на груди, опускают голову — выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Петушок
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Подуй на одуванчик
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Паровозик
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность — до 30 секунд.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность — до 30 секунд.
Вырасти большой
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4–5 раз.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4–5 раз.
Гуси летят
Медленная ходьба. На вдох — руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Медленная ходьба. На вдох — руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Бросим мяч
ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Волна
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».
Дерево на ветру
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Ножницы
ИП — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом — левая рука вниз, правая вверх.
ИП — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом — левая рука вниз, правая вверх.
Хомячок
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10–15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10–15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.
Ныряльщики за жемчугом
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Подуем на…»
ИП: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох — поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом. Голову влево — выдох; голова прямо — вдох. Приговариваем в это время:
«Подуем на плечо. Подуем на другое,
На солнце горячо. Пекло дневной порой».
Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо — вдох носом. Поднимает лицо кверху — выдох через губы, сложенные трубочкой.
«Подуем на живот. Как трубка, станет рот,
Ну, а теперь — на облака. И остановимся пока».
ИП: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох — поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом. Голову влево — выдох; голова прямо — вдох. Приговариваем в это время:
«Подуем на плечо. Подуем на другое,
На солнце горячо. Пекло дневной порой».
Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо — вдох носом. Поднимает лицо кверху — выдох через губы, сложенные трубочкой.
«Подуем на живот. Как трубка, станет рот,
Ну, а теперь — на облака. И остановимся пока».
«Булькание»
Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье.
Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье.
«Боевой клич индейцев»
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой.
«Мыльные пузыри»
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох — носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох — носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
«Филин» или «Сова»
День — ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь — смотрит вперед и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».
День — ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь — смотрит вперед и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».
«Кто дальше загонит шарик»
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Поединок»
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками «Пушок»
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками «Пушок»
«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки
«Снегопад»
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
«Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья так, чтобы они полетели.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья так, чтобы они полетели.
«Парящие бабочки»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Игра на музыкальных инструментах
Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах — дудочках, губных гармошках и т.п.
Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах — дудочках, губных гармошках и т.п.
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ
«Су-Джок терапия – безопасный метод
самооздоровления»
Выполнила: Учитель-логопед
Наталья Олеговна Чернова
«Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев»
В. А. Сухомлинский
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одной из
нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия.Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но
в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой
моторики и речевого развития.
Поэтому
так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые
отклонения от общепринятых норм языка.
На
сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей
дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение
которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Весь
практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых,
помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых,
опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. "Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).
Эти
лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой.
В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению.
Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто
неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно
развивать и речевую сферу ребенка.
На
кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем
органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать
функционирование внутренних органов.
Например,
мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный –
желудок, большой палец – голова.
Следовательно,
воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке
орган человека.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Приемы Су – Джок
терапии:
Массаж специальным шариком.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком.
Прокатывая
шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом.
Оно
помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека
проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы,
эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев,
кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести
массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и
появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в
день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Массаж стоп.
Воздействие на точки стоп осуществляется специальным
валиком.
В логопедических целях Су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:
Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:
В логопедических целях Су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Список литературы.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983. 6.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 , Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983. 6.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 , Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке –
очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать
речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы
(звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим
слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель
игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы
вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается
найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:
Игры
на развитие фонетического слуха у детей 4-6 лет:
1.«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.
2.«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
3.«По дороге в гости»
Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком. Итак, вы вышли из дома и идете к автобусной остановке.
Беседа:
- Куда мы идем? (К остановке автобуса)
- Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский)
- Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)
- А метро – это какой транспорт? (Подземный)
- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать машину?
- Мы едим в гости, а что такое «гости»?
- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук)
- А кто я бабушке? (Я бабушке дочь)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.
А также для развития фонематического слуха важно развивать слуховое внимание ребенка.
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.
2.«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
3.«По дороге в гости»
Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком. Итак, вы вышли из дома и идете к автобусной остановке.
Беседа:
- Куда мы идем? (К остановке автобуса)
- Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский)
- Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)
- А метро – это какой транспорт? (Подземный)
- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать машину?
- Мы едим в гости, а что такое «гости»?
- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук)
- А кто я бабушке? (Я бабушке дочь)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.
А также для развития фонематического слуха важно развивать слуховое внимание ребенка.
Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:
Игры
на развитие слухового восприятия:
1.«Отгадай,
что звучит».
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и
предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть
яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.
2.«Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.
3.«Угадай, кто сказал»
Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: чем раньше педагог обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.
2.«Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.
3.«Угадай, кто сказал»
Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: чем раньше педагог обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий